Blog Post

Митрополит Андрей Щептицкий

Андрей Коверко – создатель монументального памятника Митрополиту Андрею

Встреча с Любовью Волошин

Ноябрьские встречи в Клубе почитателей Галичины традиционно посвященные Митрополиту Андрею Шептицкому. В этом году речь зашла о Андрея Коверка – автора монументального памятника, установленного в Львове к 150-летию Митрополита. Рассказала о скульпторе заслуженный деятель искусств Украины, искусствовед Любовь Волошин.

Любов Волошин і Тарас Стефанишин, мистецтвознавець та модератор зустрічі

Любов Волошин і Тарас Стефанишин, мистецтвознавець та модератор зустрічі

Андрей Коверко (1893-1967) стал известен большинству современников благодаря дискуссии вокруг проекта упомянутого памятника, однако творческая биография талантливого скульптора достойна более пристального осмотра. И хотя расцвет его творчества прошел в Львове, тесно связав художника с культурой нашего города, советская власть сумела надолго вытеснить его имя из учебников и общественной памяти, а в 1952 году варварски уничтожили и лучшие работы, что хранились в собраниях Национального музея. Жизнеописание художника и сегодня изобилует белыми пятнами, особенно мало знаем об первые годы его творческого становления.

Родился Андрей Коверко в селе Остров на Львовщине. В 1914 году окончил Коломыйскую художественно-промышленную школу по специальности «резчик по дереву». Впоследствии пополняет военные ряды УНР и попадает в русский плен. Те времена нашли отражение в автопортрете, где по профилю бойца в мазепинцы просматриваются его очертания в боевой каске.

Андрей Коверко

Андрей Коверко

В 1921 году Андрей Коверко приезжает во Львов и начинает завоевывать себе место в здешнем художественной жизни, принимаясь всякой скульптурной работы – скульптора-станковиста, резчика, столяра, позолотчика. Достойно удивления умение безукоризненно работать с различными материалами – камнем, деревом, бронзой.

Во Львове художник сближается с пореволюцийними художниками-эмигрантами, бежавшими сюда из советской Украины. Это была когорта очень ярких талантов, в их числе такие как Петр Холодный-старший, Павел Ковжун, Роберт Лисовский, Василий Крыжановский. В 1922 году они основали Кружок Деятелей Украинского Искусства (ГДУМ). На первой выставке кружка в 1922 году состоялся творческий дебют Андрея Коверка. С этой выставки сохранился «Портрет Николая Вороного», искусно выполненный в неоклассической манере, характерной для почерка раннего Коверко.

1375232_1401370

Занимаясь разными сферами творчества, Андрей Коверко в то же время понимал, что ему нужно совершенствовать свой профессиональный уровень. И вот, в 1923 году по инициативе Митрополита Андрея Шептицкого во Львове основали Художественную школу Олексы Новакивского, что уже за пол года была присоединена к системе Украинского тайного университета как отдельный художественный факультет. Олекса Новаковский был назначен деканом, его заместителем стал известный художник Осип Курилас. Историю искусств два раза в месяц преподавал сам Андрей Шептицкий в митрополичьей палате возле собора Св. Юра. Андрей Коверко поступает в Школу и сразу попадает в творческую атмосферу, царившую в среде молодежи, которая искала собственных творческих путей. Были здесь и те, кто руководствовались интуитивными, экспрессионизмом принципами Олексы Новакивского, и те, кто хотели более современного художественного развития, ориентируясь на Париж с его интеллектуальным искусством. Находясь в среде непрерывного творческого и идейного бурления, Андрей Коверко очень быстро растет профессионально. В 1932 году становится членом Ассоциации Независимых Украинских Художников (АНУМ), которая принимала в свои ряды прежде всего художников с современными, авангардными взглядами.

Под митрополичьей палатой после лекции, 1925г.

Под митрополичьей палатой после лекции, 1925г.

На этот период приходится первая попытка Андрея Коверка в монументальном искусстве — в 1925 году на месте разрушенного во время Первой мировой войны памятника Тарасу Шевченко в Винниках молодой скульптор устанавливает свою работу.

Переломным этапом в львовском периоде творчества Андрея Коверко стала его сотрудничество с Петром Холодным. В 1927 году он получил очень почетное заказа – для часовни Греко-Католической духовной семинарии нужно было изготовить резной иконостас. Автором рисованных икон стал Петр Холодный. Иконостас не сохранился, но его фрагменты доступны для обозрения в постоянной экспозиции Национального музея. Деликатная ажурная резьба по дереву Андрея Коверка прекрасно гармонировала с изящным каллиграфическим стилем Петра Холодного. В этой работе Коверко с большим мастерством интерпретировал старые плетинкови орнаменты, апеллируя еще до сакрального искусства Киевской Руси и основывая новые тенденции в ризьбярському оформлении церквей Галичины.

Иконостас для часовни Греко-Католической духовной семинарии.

Иконостас для часовни Греко-Католической духовной семинарии.

Резьба Андрея Коверка, иконы Петра Холодного-старшего

Резьба Андрея Коверка, иконы Петра Холодного-старшего

После торжественного открытия иконостаса с участием самого Митрополита Андрея Шептицкого для Коверко открылись «двери к сотрудничеству с греко-католической церковью». Заказы буквально сыпались одно за одним, поэтому его работы можно встретить в очень многих храмах Львовщины. Он резал предметы обрядового обихода для львовских церквей Св. Параскевы Пятницы, Св. Юра, Св. Онуфрия и других. Его авторству принадлежит резной иконостас в церкви Св. Петра и Павла в Сокале, где роспись сделали Михаил Осийчук и Павел Ковжун. Для храма в родном селе Остров Андрей Коверко вырезал исповедальне.

В 1931 году художник вместе с товарищем по школе Новаковского Василием Дядинюком выполняет еще одну резонансную работу – семискладень «Гроб Господень» для Успенской церкви во Львове, и до сих пор каждый год выставляется перед Пасхой в ее часовне. Иконы рисовал талантливый художник Василий Дядинюк, а обрамление и постамент резал Андрей Коверко.

Резной постамент и обрамление семискладня Андрея Коверко

Резной постамент и обрамление семискладня Андрея Коверко

Иконы в полиптиха работы Василия Дядинюка

Иконы в полиптиха работы Василия Дядинюка


Важно упомянуть о рисунковий портрет Андрея Шептицкого, Андрей Коверко нарисовал в 1927 году, сумев схватить проницательный взгляд Митрополита, исполненный сострадания и любви к ближнему. Работа является свидетельством глубокого психологизма, присущего произведениям Коверко в последующие годы.

В 1930 году Львов отмечал несколько важных дат – 30-летие Митрополита на владичому престоле и 25-летию основания Национального музея. По этому случаю Андрей Коверко изготовил медаль диаметром 30см, очень тонко смоделировав портрет Андрея Шептицкого. Тогда же им было создано пропам’ятну мраморную таблицу размером 100*70см в обрамлении красного кедрового дерева.

Медаль авторства Андрея Коверка, 1930г.

Медаль авторства Андрея Коверка, 1930г.

Очередной важной вехой в творчестве Андрея Коверка стало приглашение Иосифа Слепого к работе над памятником Митрополиту Андрею, что в 1932 году занял свое место во дворе новозаснованої греко-католической духовной семинарии во Львове, расположенной на улице Коперника, 38. Скульптуру планировалось установить в небольшой нише, что создавало очень камерную атмосферу. Это была большая честь и вызов для художника, ведь впервые заказ поступил на действительно монументальный труд с изрядной исторической весом. В одном из проектов памятника, сохранившийся в Национальном музее во Львове, чувствуется разительное изменение почерка Андрея Коверка и влияние конструктивизма. Присутствует четкая логика построения пластической формы — Митрополит одет в аскетическую монашескую рясу, прижимает к груди крест, покорно опустив голову перед волей Бога и долгом служения своему народу. Памятник по проекту Андрея Коверка, открытый в этом году во Львове по случаю 150-летия со дня рождения Митрополита, был адаптирован скульптором Николаем Посикирою к новой архитектурно-пространственной ситуации на площади Св. Юра.

1375232_1401363

Еще одним обращением к личности Митрополита стало бюст, выполненный в типично импрессионистической манере, где скульптор трактует его как украинского Моисея, мыслителя, философа, усиливается драматическими заломленнями света и беспокойной фактуре. Произведение сохранилось только в фотографиях, но свидетельствует стилевое разнообразие, в которых мог работать художник. Интересно, что в сборнике Национального музея можем осматривать резной рельеф Андрея Коверка «Притча о талантах», где хозяин всех талантов также имеет лицо Андрея Шептицкого.

Рельеф «Притча о талантах», собрание Национального музея во Львове

Рельеф «Притча о талантах», собрание Национального музея во Львове

Мало кто из исследователей творчества Коверко останавливается на его мастерства акварелиста. Сохранившиеся произведения очень выразительны и сразу дают понять зрителю, что автор обладает не только живым воображением и совершенным чувством колористики, но и глубокими знаниями духовного смысла слова Божьего.

Триптих «Свет Голгофы», сборника Музея Ивана Франко

Триптих «Свет Голгофы», сборника Музея Ивана Франко

В 1947 году тоталитарная коммунистическая власть арестовала брата Андрея Коверко Николая, который помогал ему в резьбе. Над самим Андреем Коверком нависла угроза репрессий и он вовремя уехал в Молдову, где в то время училась его дочь. Там он выполнял заказ в стиле соцреализма, оформляя банки, театры, гостиницы, вокзалы. В 1967 году Коверко умер, похоронен в Кишиневе, хоть кровно и всем творчеством он связан со Львовом.

По материалам рассказы Любви Волошин подготовила Юлия Корицкая-Голуб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

коррупция
Комитет Верховной Рады требует от New York Times опровержения части статьи про коррупцию в Украине

Комитет Верховной Рады по национальной безопасности и обороне направит изданию The New York Times

queue_long
Страна ожидания

Как только открывается окно возможностей, страна спешит занять к нему очередь Жители этой страны всегда

Голос Америки
Голос Америки

На днях издание The Atlantic опубликовало пространное интервью с Бараком Обамой, которое разочаровало украинскую

Экономика Львова в 2016 году: вызовы и надежды
Экономика Львова в 2016 году: вызовы и надежды

Не бывает экономического чуда без экономической боли Мы вместе с Институтом города подводит экономические итоги

Маргарита Сурженко, писательница
О «правильности» реакции на трагедию на фоне парижских терактов

Может ли аватарка измерить глубину нашего сочувствия? Для меня жизнь – это корабль, набрал скорость

«Львівприлад» превратят в офисы
«Львівприлад» превратят в офисы

Один из богатейших людей Украины решил инвестировать во Львов На территории бывшего завода «Львівприлад» на

Отопление наизнанку
Отопление наизнанку

Почему самый популярный метод обогрева квартиры невыгоден В ноябре 2015 львовская мэрия впервые разрешила отключить

Бывшие враги – братья по оружию
Бывшие враги – братья по оружию

В переполненном пассажирами автобусе полтавский «свободовец», активист Революции Достоинства («Гідності «) и бывший боец

Украинский двигатель на космическом аппарате LISA Pathfinder
Украинский двигатель на космическом аппарате LISA Pathfinder

Менее чем за 20 лет человечество может понять, как возник (и как погибнет) Вселенная Ведущий

Теория ободранных билбордов
Теория ободранных билбордов

Что вы видите на этих фото? Подскажу: вы видите огромные доски, усеянные неряшливыми грязными лоскутами

бюджет україни
Госбюджет 2016 года будут принимать люди с зарплатами дворников

Тут такое дело неинтересное. Я сегодня имел встречу с одним из адекватных народных депутатов

доступное жилье
Общественные программы доступного жилья активно реализуются на Львовщине!

Проблема обеспечения населения жильем глубоко укоренена в украинской экономике. Собственную идею решения этой проблемы

Что делать с судьями и прокурорами?
Что делать с судьями и прокурорами?

Опыт Аль Капоне Кто-то из художественных фильмов, кто-то из исторической литературы знает, как в 30-х